Упражнения для младших школьников


КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
1.Упражнение на развитие способности к переключению внимания
 а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.
 б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
 в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
 Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.
 Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми. 
2.Упражнение на развитие концентрации внимания
 Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.
 В первом задании ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (подберите картинки).
Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия (подберите картинки).
 В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
 По всем трём заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных. 
3.Упражнение на развитие произвольного внимания
 Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники". Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.
 Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.


КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ
1.Упражнение: "Определи звуки"
 Предназначено для развития способностей к фонематическому различию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.
 Ребёнку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребёнок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребёнка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите слово "молоко", и ребёнок показывает на картинку с "мячом", так как и "молоко" и "мяч" начинаются со звука "м".
2.Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур
 Ребёнку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур.
 Попросите назвать фигуры, которые знает ребёнок, подскажите ему названия тех фигур, которые он ещё не знает.
 В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовёте (круг, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, треугольник, эллипс). 
3.Упражнение на развитие точности восприятия: "Дорисуй фигуры"
 Ребёнку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.


КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ
1. Упражнение на развитие мыслительной операции: "Сравнение предметов"
 Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:
МУХА И БАБОЧКА                 ДОМ И ИЗБУШКА
СТОЛ И СТУЛЬЯ                     КНИГА И ТЕТРАДЬ
ВОДА И МОЛОКО                  ТОПОР И МОЛОТОК
ПИАНИНО И СКРИПКА        ШАЛОСТЬ И ДРАКА
ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ        ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
  Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
 Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?
 Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.
 Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение: "Соотношение понятий"
 Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.
 Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.
 Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.
 Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.
 По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

3. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления
 Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.
 Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.
 Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.
 Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.
 Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного  цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.
 Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.
4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков
  4.1. "Найди лишнее слово"
 Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
 Предложите ребёнку определить слово, которое является "лишним".
СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА
МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ
БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА
КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН 

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ
1.Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: "Каскад слов"
 Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.
ОГОНЬ
ДОМ, МОЛОКО
КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА
ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ
КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА
КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ
ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН
ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД
МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ
ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК
 Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).
 Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
 То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова.
 Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

2.Упражнение на развитие зрительной памяти
 Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же.
 Усложнить это упражнение  можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
  Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
 Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

3.Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова
 Покажите ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.
     6  2
     2  8  3
     3  7  1  4
     6  3  9  1  5
     8  1  4  9  2  6
     7  4  1  8  3  9  2
 Далее предложите ребёнку выполнить тоже самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором - слуховую.)
 В третьей серии попробуйте научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то - с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.
 Продолжите подобную тренировку, но пусть ребёнок сам пытается найти какие-либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.
 Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий